Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
С 2005 г. жизнь и творчество А.А. Блока стали предметом изучения студентов-русистов из Университета штата Небраска в США. Американским студентам читается факультатив «А.А. Блок и символизм в России». Одна из главных задач курса – познакомить студентов с произведениями и творческой судьбой поэта, рассмотреть его место в движении русского символизма и в культуре Серебряного века. Как известно, среди мотивов, побуждающих к изучению русского языка, цель познания русской духовной культуры занимает важное место: студенты, записывающиеся на факультатив о Блоке, подходят к процессу познания России серьезно, нацелившись на глубинное, целостное постижение материала.
В статье подробно описываются темы курса, которые отражают этапы жизни и творчества А.А. Блока, описывается методика работы с поэтическими текстами на занятиях в американской аудитории, отмечаются моменты, наиболее важные для анализа произведений поэта.