Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Предлагаемая методическая разработка посвящена рассказу Людмилы Улицкой «Дед-шептун» и предназначена для использования на уроках РКИ в школе, а также для самостоятельной работы учащихся.
Людмила Улицкая – одна из самых читаемых и любимых писательниц в современной России. Рассказ «Дед-шептун» основан на воспоминаниях ее детства.
Методический аппарат к тексту рассказа содержит вопросы и задания для пред-, при- и послетекстовой работы, а также ключи к ним. Задания и вопросы направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся, использование языковой догадки: вспомнить нужную информацию (языковую, страноведческую и др.), сделать выводы на основе известных сведений и понять прежде неизвестное. Такая работа способствует максимально самостоятельному пониманию текста и помогает учащимся преодолеть страх («Все равно не пойму») и осознать уверенность в своих силах («Я могу!»).