Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Автор статьи поставил перед собой задачу проанализировать, что может выступать в качестве имени «концепта». На примере слова «дом» в «Русском ассоциативном словаре» показывается, что само имя «концепта» функционирует в ассоциативно-вербальной сети как стимул к реакции значительно слабее, чем как реакция к иному стимулу. Это имя обладает не центростремительной силой («притягивания к себе»), а центробежной («разбегания от самого себя»). Этим разбеганием «имя концепта» соединяет воедино другие семантические пространства, относя их (при всей их самостоятельности и разрозненности) к некоторому общему концептуальному пространству.
Данные показатели сравниваются по аналогичной схеме с языковой единицей, которая a priori не рассматривается как концепт, с одной из составляющих концепта «дом» – словом «стена».