Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Автор статьи вместе с единомышленниками с 1990 г. проводит большую работу по сохранению русского языка среди соотечественников. Опыт организации детских новогодних праздников в Генеральном консульстве РФ в Милане, единственного организованного российскими общественными деятелями Милана мероприятия по поддержке русского языка среди русскоязычной диаспоры регионов Ломбардии, Пьемонта, Эмилии-Романьи, позволил автору больше узнать о проблемах, связанных с сознательным неиспользованием русского языка соотечественниками при их общении с собственными детьми, русскоязычными друзьями и знакомыми.
На страницах журнала читателям представлена информация об открытом в 1996 г. Российском центре культуры в Италии и создании первой Школы с изучением русского языка для детей соотечественников.
Активная деятельность Российского центра культуры в Италии и Русской школы в Милане не осталась незамеченной со стороны соотечественников, проживающих в других городах и регионах страны. Так, в январе 2004 г. была организована инициативная группа по созданию Ассоциации русских школ Италии.