Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
На страницах журнала В.Н. Дьякова делится впечатлениями от проведения практических занятий по русскому языку с индийскими летчиками-испытателями, 39-летним офицером индийских ВВС подполковником Равишем Мальхотра и 33-летним майором Ракешем Шарма, прибывшими в Звёздный для подготовки к совместному советско-индийскому космическому полету.
Автор публикации, в то время старший преподаватель кафедры русского языка основных факультетов Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, рассказывает о специфике курса русского языка для иностранных космонавтов, трудностях и радостях работы, дает психологические портреты своих учеников, описывает их семьи, выражает восхищение советскими и индийскими космонавтами.