Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Статья посвящена рассмотрению таких составляющих стиля учебно-познавательной деятельности этнотипов, как социокультурная и деятельностно-психологическая. Так, социокультурная составляющая, опирающаяся на культурно-историческую теорию развития психики Л.С. Выготского, совмещена с раскрытием понятий культуры, артефактов (знака). Введение артефактов (вербальных знаков) в деятельность предполагает социальный аспект, где значимыми являются понятия ценности (ценностной установки), нормы, традиции и т.д.
Раскрытие деятельностного аспекта представлено в рамках деятельностной концепции А.Н. Леонтьева. Наибольший интерес представляет презентация деятельностной концепции в ракурсе коллективной деятельности.
Раскрытие психологического аспекта этностиля было подчинено цели понять первоприродную сущность культурно-психологической системы в целом. К особенностям раздела относится также рассмотрение психологических тем в ракурсе социокультурного аспекта и выявление понятия социокультурного навыка.
В статье также дается обоснование понятие стиля учебно-познавательной деятельности этнотипа учащихся в овладении русским/иностранным языком, выделяются его принципы, функции и характеристики