Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Авторы статьи обращают внимание на 3 глоттодидактических аспекта когнитивизма, функционирующего в настоящее время:
1. три лозунга генеративно-трансформационной грамматики («за ментализм», «против бихевиоризма», «против контекста»);
2. два тезиса когнитивной лингвистики (структуру предложения создаёт познавательная система; особую роль в процессе порождения речи играет контекст);
3. отношение когнитивной лингвистики к проблеме изучения языка.
На страницах журнала рассматривается влияние идей Н. Хомского на глоттодидактику 70-х и 80- годов и в настоящее время, приводятся примеры дидактических заданий, поясняющие точку зрения авторов.
В статье также представлена система упражнений, учитывающая положения когнитивной лингвистики Дж. Лакоффа и Р. Лангакера.