Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Представляемая вниманию читателей разработка урока, названного «Что лучше?», является попыткой дать возможный вариант построения занятия, целью которого является, во-первых, дать учащимся возможность разобраться в сложных правилах образования степеней сравнения, во-вторых, помочь студентам овладеть навыка-ми образования степеней сравнения, в-третьих, научить использовать полученные знания непосредственно в речевом общении. Данный материал предназначается для учащихся, которые имеют элементарную подготовку по русскому языку и уже уверенно двигаются к овладению базовыми знаниями.
Второй урок под названием «Одинаковое, разное или другое», который знакомит учащихся с многообразием конструкций, имеющих значения тождества и равенства / неравенства, опубликован в №1, 2004 г.