Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В октябре 2003 г. во Франкфурте-на-Майне в 55-й раз прошла знаменитая книжная ярмарка, в которой ежегодно принимают участие свыше 7 000 издательств из 110 стран мира, более 300 000 человек посещают ее многочисленные павильоны, где выставлено 350 000 книг, общая площадь экспозиции которой составляет 75 000 квадратных метров. В 2003 году впервые за всю историю существования ярмарки Россия участвовала в ней в качестве почетного гостя. «Россия - новые страницы» - так была названа российская экспозиция.
Директор Франкфуртской книжной ярмарки Фолькер Нойман отметил, что в этом году, по сравнению с прошлым годом, число посетителей ярмарки выросло на десять процентов - впервые за последние несколько лет, в течение которых это количество постоянно снижалось. Господин Нойман считает, что причиной этого послужило участие в ней России. Это подтверждают и цифры: павильон «Форум» посетило за время работы ярмарки почти 150 000 человек.
В ярмарке участвовало150 ведущих российских издательств. В рамках общей экспозиции выставки издательство «Златоуст» и «Грамота.Ру» подготовили целую программу, посвященную русскому языку (представление мультимедийных пособий, викторину, круглый стол «Русский язык в Германии», открытый урок).