Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Важное место в преподавании иностранных языков в вузах Китая, ву¬зах как филологического, так и нефилологического профиля, при¬надлежит, наряду с английским, русскому языку*. Содержание, учеб¬ный план и учебно-техническое обеспечение курса русского языка определяются учебной программой, разработанной и утвержденной в Ми-нистерстве образования Китая, в которой для нефилологических вузов пре-дусмотрено 512 учебных часов в течение I и II курсов и указаны стандарт¬ные требования к умениям и навыкам владения русским языком на той или иной стадии его изучения, регламентируются экзамены по русскому языку как семестровые, так и государственный ЭРЯС-4 (Экзамен по русскому языку на 4-й стадии), который проводится одновременно по всей стране. Обучение русскому языку ведется на базе учебника «Основной курс русско¬го языка в вузах»** в 4-х томах, допущенного Комитетом по управлению обучением иностранным языкам при Министерстве образования КНР в ка¬честве основного учебного пособия по русскому языку для студентов нефи-лологических специальностей, что, однако, не исключает использования в процессе обучения многочисленных вспомогательных материалов.