Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В современных исследованиях в обла-сти культурологии, лингвистики, стра-новедения, социологии, истории, линг-водидактики находит свое отражение описание языка и культуры в контексте «диалога культур», а обучение иностран-ному языку связывается с необходимос¬тью изучения мира носителей языка, их культуры в широком этнографическом смысле слова, их образа жизни, нацио-нального характера, менталитета [1 — 8].
В этой связи особую актуальность приобретает поиск нового подхода к организации учебного процесса и со-зданию учебных материалов, который мог бы стать руководящим принципом, учитывающим культурологический ас¬пект при выборе стратегии обучения иностранному языку.