Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В рукописях А.С. Пушкина множество рисунков, и графика является неотъемлемой частью творческого наследия поэта. Известно более двух тысяч рисунков, созданных им на полях своих черновиков; рисовал Пушкин и в альбомах друзей, мелом на ломберном столе в дружеском застолье, за беседой и разговорами. Он рисовал привычными для себя орудиями письма — пером чернилами и карандашом, никогда не обращаясь к иной технике. Пушкин вообще не стремился рисовать как настоящий художник, его не заботила передача объёма, перспектива или композиция. Исследователи даже считают, что стилистику пушкинского рисунка сформировал его подчерк: поэт владел даром быстрой, свободной и меткой линии. В выразительной, непринужденной линии кроется притягательность дилетантской, непрофессиональной графики поэта, отмеченной артистизмом и яркой талантливостью. Художнический дар поэта был замечен уже его современниками, а в наше время получил высокое признание и подлинную славу.