Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Имя академика Виноградова давно известно в сербской славистике. Его работы по разным отраслям языкознания и литературоведения постоянно привлекали и привлекают внимание сербских славистов, в частности после Второй мировой войны. Много раз В. В. Виноградов выступал с лекциями в Сербской академии наук и в Белградском университете, а во время заседаний различных международных славистических ассоциаций и во время проведения других славистических мероприятий устанавливались и непосредственные личные контакты. Многие сербские слависты считают его своим учителем. Труды В. В. Виноградова оказали влияние на целый ряд сербских лингвистов, литературоведов, а также ученых, занимающихся стилистикой и стиховедением. Они так или иначе использовали его научное наследие, вдохновляясь его идеями.