Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Николай Александрович Бердяев считал себя бунтарем. В своей философской автобиографии «Самопознание» он упоминает, что в ранней юности ему даже подарили книгу с надписью «дорогому протесташе» [1, с. 677]. Биографические факты подтверждают его неоднократные заявления о нежелании смиряться и склонности к восстанию: четыре раза он сидел в тюрьме, на три года был сослан в Сибирь, прошел судебный процесс, грозивший вечным поселением в Сибири, был выслан из России и закончил жизнь в изгнании, порвав с русской эмиграцией. При этом он не принадлежал к политическим деятелям и не занимался политикой» как таковой. Его натура не принимала насилия над человеческой личностью. За границей он выступал против белоэмигрантских кругов и требовал признания Советской России как независимого государства, хотя был откровенно против тоталитарного советского общества. Бунт против подавления свободы мысли явно чувствуется во всех его философских произведениях. Н. П. Полторацкий характеризует научные труды Бердяева как философию метафизического братства, эсхатологического анархизма и романтического нигилизма [2, с. 122].