Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
С 28 июня по 10 июля 1993 г. в городе Мурманске, расположенном на Кольском полуострове России, проходили курсы русского языка для финских специалистов. Эти двухнедельные курсы проводились уже в четвертый раз и становятся традиционными в отношениях между Управлением образования администрации Мурманской области и системой летних университетов Финляндии. Не первый раз приезжают на курсы и некоторые специалисты. Так, например, в этом году во второй раз в Мурманске лесной инженер из г. Кеми Арто Лююкорпи и руководитель одной из фирм центральной Финляндии Юхани Хонгисто, оленевод из Инари Матти Балле. Были в группе и журналисты, и студенты, и учителя.