Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Учебные материалы, посвященные творчеству русского писателя Виктора Некрасова, предназначены для студентов продвинутого этапа обучения. В. Некрасов — один из наиболее известных и талантливых представителей современной русской литературы. Его произведения переведены на многие языки. Именно поэтому читатели смогут познакомиться с ними и, в частности с «Маленькой печальной повестью» (фрагмент которой мы вам предлагаем), на родном языке. Публикация содержит краткую информацию о творчестве Некрасова, проблемно-тематический анализ повести и стилистический анализ фрагмента текста, который предлагается для изучающего чтения. Задания, комментарии и ключи рассчитаны на самостоятельную работу учащихся с последующим обсуждением её результатов в аудитории под руководством преподавателя.