Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Творческая биография Михаила Котляра напоминает жизнь многих его коллег. С раннего детства непременный участник художественной самодеятельности, затем учеба и самостоятельная работа на эстраде. Он определился в непохожем на иных певцов репертуаре, в исполнительской манере вроде бы никому не подражал и успехом был не обделен. Но ему всего этого было недостаточно. Работая на эстраде, почувствовал тяготение к режиссерскому делу. Поступил в Государственный институт театрального искусства. И пока учился, не только пел, но и ставил разнообразные программы. Пришло признание. Популярные теперь хитпарады в «Олимпийском» в свое время начинал он. В его послужном списке режиссерские работы за рубежом: «Русский день» на известном Международном фестивале песни в Сопоте (Болгария), «Бальные ночи Кёльна» (Германия) и другие.