Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Роду Воронцовых есть чем гордиться — такой бесспорный вывод можно было сделать по завершении конференции «Воронцовы — два века в истории России». И, конечно, золотой строкой в родовую книгу должно быть вписано имя Екатерины Дашковой, к 250-летию которой и была приурочена конференция. Княгиня Воронцова-Дашкова, глава двух академий, с благодарностью поминаемая Пушкиным и Карамзиным — да практически всеми просвещенными современниками и потомками, — остается одной из немногих фигур в истории отечественной культуры, чей вклад в нее не был подвергнут в наше смутное время сомнению.