Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Статья посвящена работе над художественным звучащим текстом на занятиях русского языка в иностранной аудитории. В работе над текстом используются положения коммуникативного анализа, согласно которым значение звучащего предложения возникает в результате взаимодействия синтаксиса, лексики, интонации и контекстуальных связей. В данной статье это взаимодействие учитывается, но основное внимание уделяется интонации; при этом подчеркиваются такие моменты системы
интонационных средств, которые важны для изучения эмоциональной речи. К ним относятся особенности эмоциональных реализаций ИК, в которых проявляется связь интонации с арти-куляционно-акустическими характеристиками звуков. Одной из таких особенностей являются регистровые различия интонации. Регистры, сочетаясь с артикуляционными характеристиками звуков, создают разнообразные окраски эмоционального тембра и широко используются говорящим при выражении эмоциональных состояний и эмоциональных реакций в устной разговорной речи.