Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Среди учебных тем, связанных с изучением русского языка иноязычными, в частности итальянскими, учащимися, одной из наиболее трудных является та, которая предполагает усвоение семантики и употребления русских приставок, прежде всего глагольных. Объективная трудность этой темы, обусловленная несходством русской языковой системы и системы родного для учащихся языка, усугубляется еще и тем, что ни преподаватель, ни студенты до сих пор не располагают надежным в лингвистическом отношении и эффективным с точки зрения методики средством обучения русской приставочной системе. Главным недостатком имеющихся пособий, посвященных обсуждаемому вопросу, даже таких популярных, как [1, 2, 3], следует считать, с одной стороны, их не вполне определенные методологические основы и очевидную удаленность от иногда чрезвычайно конструктивных наблюдений, накопленных в теоретической литературе, а с другой, отсутствие ориентации на конкретный учебный процесс.