Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
С 4 по 6 мая 1992 г. в городе Томске состоялась Всероссийская межвузовская научная конференция «Проблемы метода и жанра в русской литературе». Традиция проведения таких конференций сложилась давно. Она связана с интересом ученых, преподавателей, аспирантов и студентов к функционированию жанров в литературном процессе, к особенностям творчества русских писателей. В первой конференции, состоявшейся в 1972 году приняли участие представители сибирских, уральских и дальневосточных университетов и институтов. На последней, седьмой по счету, присутствовали специалисты из Москвы и Новосибирска, Кемерово и Барнаула, Омска и Владивостока. Они представляли в общей сложности 24 вуза из 17 городов России.