Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Учебный курс «Методика преподавания русского языка как иностранного» является базовым в подготовке иностранных преподавателей-русистов. Считая, что содержательную сторону предмета отражает терминологический минимум программы курса, а также основные термины и понятия, употребляемые в учебных пособиях, коллектив кафедры русского языка Харьковского государственного университета предпринял попытку создать учебное пособие словарного типа. Мы стремились, с одной стороны, представить в сконцентрированном виде понятийно-терминологический минимум, которым должен овладеть (в отдельных случаях рецептивно) учащийся, прослушавший этот курс, а с другой — способствовать углублению профессиональной компетенции студентов. В основу названных учебно-методических материалов были положены принципы создания учебных пособий словарного типа, разработанные в Институте русского языка им. А. С. Пушкина под руководством В. В. Морковкина.