Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Впервые в нашем журнале мы обращаемся к творчеству замечательного русского писателя Ивана Александровича Гончарова, 180-летие которого отмечается в этом году. Произведения Гончарова, особенно три его романа «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859) и «Обрыв» (1869) широко известны и любимы читателями. Фильмы н спектакли по этим романам имели большой успех у публики. Его романы — из тех редких произведений, которые не устаревают, они всегда актуальны. Мы предлагаем вашему вниманию редкие материалы — фрагменты статей о творчестве Гончарова, написанных критиками н литературоведами
второй половины XIX — начала XX века. Эти статьи мы взяли из старой книги, которая называется «Сокращённая историческая хрестоматия. Пособие при изучении русской словесности для учеников старших классов среднеучебных заведений». Часть шестая. Издание 3-е дополненное. Составил В. Покровский. Москва, 1908. К таким литературным источникам мы тоже никогда раньше не обращались и надеемся, что этот опыт будет интересен для наших читателей-филологов.