Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Мне, автору данной заметки, посчастливилось в составе делегации АПН СССР и Гособразования СССР побывать в Корее и посетить Министерство образования Республики Корея, ряд педагогических, научно - исследовательских центров, несколько вузов в Сеуле, Куми и Кванджу.
Социально - экономические достижения Южной Кореи, образованной в 1948 году и сегодня занимающей по доходу на душу населения 10-е место в мире, объясняют прежде всего вниманием к образованию. Бюджет ее Министерства образования составил в 1990 г. 22,3% всего национального дохода, уступив лишь ассигнованиям на оборону. Как общенациональная гордость воспринимаются те факты, что страна стала государством сплошной грамотности (2-е место после Японии), что до 36% абитуриентов поступает в
вуз (2-е место после США), что корейские школьники, согласно международному сравнительному анализу, лидируют в области математики и физики.