Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
с 17 по 21 сентября 1991 года в г. Волгограде состоялась III Международная конференция МАПРЯЛ «Современные подходы к формированию профессиональных качеств учителя-русиста зарубежной школы», организованная Волгоградским педагогическим институтом им. А. С. Серафимовича. В работе конференции приняло участие около 100 специалистов из различных центров подготовки кадров для зарубежных государств (Волгоград, Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Ставрополь и др.). Зарубежную русистику представляли ученые и преподаватели из Афганистана, Вьетнама, Германии, КНР, США, Чехо-Словакии.