Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В настоящее время ни у кого уже не вызывает сомнения положение о том, что лексическая система языка складывается из целого ряда объединений слов, в основе которых лежат тематические, семантические, грамматические и иные связи. Одним из видов лексико-семантических разрядов являются словообразовательные гнёзда. Общий корень в словах, входящих в состав таких групп, — это не только формально организующий фактор. Он является стержнем семантической структуры целого лексического объединения, ключом к пониманию каждой отдельной единицы этого объединения. Поэтому невнимание к семан-тико-словообразовательным связям, а то и полное их игнорирование, при обучении русскому языку как иностранному влечёт за собой серьёзные просчёты в работе преподавателя.