Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Хотя я родилась и выросла в Америке и никто из моих предков не имел отношения к России (мои родители происходят от самых «первых» американцев, обосновавшихся здесь еще до нашей революции), я всегда, сколько себя помню, хотела учиться русскому языку. Долгое время я не могла объяснить такое желание, но понимала его вполне определенно. Однако, возможность изучать русский язык появилась не сразу. В школе у нас преподавали французский (надо сказать, не во всех американских школах изучают иностранные языки, так что мне даже повезло, и то благодаря тому, что я уже знала несколько слов по-французски). В старших классах я продолжала заниматься французским и два года штудировала еще и латынь. Русского языка в программе не было. Средних школ, в которых преподают русский до сих пор в США очень мало, но будем надеяться, что в будущем их число увеличится.