Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Разговорная речь, а также две её основные разновидности — монолог и диалог — достаточно полно описаны в русской лингвистической литературе [1, 2, 3, 4]. В данной статье сделана попытка описания одной из единиц, составляющих диалогическое единство, а именно — реплики-ответа.
Мысль о том, что диалог представляет собой особое явление речи в ряду различных её форм, впервые в русском языкознании была отчётливо высказана JI. П. Якубинским в статье «О диалогической речи» [5]. Основное положение этой статьи — признание функциональной обусловленности языковых фактов как важнейшего критерия для определения тех или иных специфических особенностей речи — близко современному пониманию роли социальной функции языка.