Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В русском языке грамматические категории реализуются в разнообразных парадигмах, каждая из которых состоит из системы аффиксов. Отсутствие «ожидаемого» аффикса в некоторых позициях парадигмы называется нулевой единицей. Приведём пример, который чаще всего упоминается в известных книгах по русской грамматике. В ряду падежных форм имени существительного мужского рода единственного числа с согласным на конце есть позиции, в которых отсутствует флексия, например: ученик0, ученика, ученику, ученика, учеником, об ученике — не занята позиция именительного падежа; стол0, стола, столу, стол0, столом, о столе — пустуют позиции именительного и винительного падежей. Это нулевые единицы. Символ нулевой единицы — 0.