Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Методисты-теоретики и учителя — счастливые люди, хотя бы потому, что они находятся в постоянном поиске обновления учебного процесса и их пути постоянно пересекаются. Седьмой конгресс — подтверждение этому. Цифра 7 магическая: семь чудес света, семь дней в неделе, гипотеза о способности человеческой памяти, выражаемой формулой 1+2.
Количество желающих выступить, принять участие в дискуссиях превысило лимиты запланированного и добавочного времени. Но достижения в науке, её прогресс определяются не по валу, а по высказанным новым, оригинальным и конструктивным идеям и мыслям, всесторонне обоснованным концепциям обучения и учебных материалов, включающих использование новейших технических средств. И они были на конгрессе и, несомненно, войдут в фонд мировой методики преподавания иностранных языков.