Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Китае во многих средних школах введено преподавание русского языка. Он как один из обязательных предметов изучается, главным образом, на Севере и Северо-Востоке Китая, во Внутренней Монголии и Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Число школьников, изучающих русский язык, достигает 400 тыс. Многие из них 6 лет подряд занимаются русским языком в средней школе. В 1986 г. Госкомитетом просвещения КНР утверждена новая программа по русскому языку для средней школы. В настоящее время уже издан целый комплекс учебников русского языка. Кроме того, у нас насчитывается приблизительно 10 тыс. учителей русского языка, многие из которых с большим педагогическим стажем. Все это способствует довольно успешному обучению школьников русскому языку.