Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Республике Мали русский язык изучают с 1962 г. Сначала он преподавался в Политехническом институте Катибугу, а затем в Бомако при Посольстве СССР открылись курсы русского языка для людей разных профессий: рабочих, инженеров, врачей, преподавателей. В дальнейшем русский язык как второй иностранный был введен Министерством образования в лицеи (10, 11, 12 классы) и вузы. В 70-е годы русский язык преподавали только советские специалисты, а с 1972 года в Педагогическом институте в Бомако, на вновь открытом отделении русского языка и литературы, началась подготовка национальных кадров учителей русского языка для работы в лицеях. К настоящему времени этот институт закончили более 150 преподавателей [1], которые полностью обеспечивают учебный процесс в лицеях и средних учебных заведениях.