Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Не замечая ничего вокруг, точно на крыльях, летел Пётр Ершов по улицам Петербурга. Прохожие смотрели на него с удивлением: молодой человек, должно быть, сошёл с ума? Наивные люди, они даже не догадывались, что творилось у него в душе! Он только что был в гостях у своего кумира, у Пушкина! И первый поэт России, прочитав «Конька-Гор-бунка», сказал ему, имея в виду сказки: «Теперь этот род сочинения можно мне и оставить». Только у Летнего сада Ершов наконец пришёл в себя. С удивлением глядел на узорчатую чугунную ограду, за которой среди зелени деревьев проглядывали белые мраморные статуи, — точно всё видел впервые. Сам не заметил, как прошагал от дома Пушкина до Летнего сада... В тиши садовых аллей можно было передохнуть, собраться с мыслями. Пушкин высоко оценил его сочинение. Мог ли мечтать о таком успехе он, девятнадцатилетний юноша, живший за тысячи вёрст от Петербурга?!