Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Страноведческие материалы, рассказывающие о сохранении и реставрации памятников архитектуры, рассчитаны на учащихся продвинутого этапа обучения, интересующихся вопросами искусства, истории, архитектуры. Тексты сгруппированы следующим образом: первая часть посвящена общим проблемам сохранения памятников, вторая содержит фактические материалы о восстановленных произведениях искусства. В соответствии с этой структурой рекомендуем следующий порядок работы с текстами. I. Тексты первой части предлагаются для чтения и обсуждения в аудитории. Они сопровождаются заданиями, снимающими лингво-страноведческие трудности, облегчающими понимание поставленных проблем, подготавливающими учащихся к продуцированию развёрнутого монологического высказывания. И. Тексты второй части предлагаются для домашнего чтения. Работу с этими текстами рекомендуем организовать следующим образом. Часть группы (4—5 человек) готовят самостоятельно сообщение по текстам «Пригороды Ленинграда», 1 человек рассказывает об Ивангороде, 2—3 человека — о Ростове Великом, 1—2 человека — о деревянном зодчестве.