Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
21 октября 1988 г. в городе Грейфсвальде (ГДР) состоялась конференция читателей журнала «Русский язык за рубежом». В конференции приняли участие более 70 человек: профессора, преподаватели и студенты Ростокского и Грейфсвальдского университетов, Педагогического института г. Гюстрова, учителя школ северных округов, секретарь Национального комитета преподавателей русского языка и литературы ГДР проф. И. Онхайзер (Лейпциг), а также представители Министерства высшего и среднего специального образования ГДР, журнала «Фремдшпрахенунтеррихт» (Обучение иностранным языкам) и университетской организации Общества германо-советской дружбы.