Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В 1987 г. в Доме советской науки и культуры в Будапеште (ВНР) проходила Всевенгерская конференция «Советскому языкознанию — 70 лет», организованная Филиалом Института русского языка им. А. С. Пушкина, Обществом современной филологии при АН ВНР. Всевенгерским обществом по распространению научных знаний. Венгерской ассоциацией преподавателей русского языка и литературы.
В конференции приняли участие преподаватели русского языка вузов Будапешта, Ниредьхазы, Сегеда, Дебрецена, Печа, Веспрема и других городов ВНР, сотрудники Филиала ИРЯ им. А. С. Пушкина, а также советские преподаватели, работающие в венгерских учебных заведениях.
На пленарном заседании и в 3 секциях было заслушано 30 докладов, где обсуждались различные актуальные проблемы русистики, вклад ведущих советских языковедов в теорию и практику изучения и преподавания русского языка.