Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Семён Карабанов, ставший впоследствии одним из любимейших воспитанников Антона Семёновича и даже его последователем, попал в колонию имени М. Горького, руководимую Макаренко, в 1920 году, когда на Украине в ходе гражданской войны ликвидировались остатки контрреволюционных банд. Несовершеннолетних участников этих банд органы соцвоса (социального воспитания) присылали в колонию, где уже жили малолетние правонарушители, беспризорники. Именно так в колонии оказались Карабанов, Митягин и другие подростки. Появление новых колонистов сильно осложнило жизнь коллектива, делающего ещё только первые шаги в своём становлении.