Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
23—24 марта 1987 г. в г. Браззавиле (Народная Республика Конго) в Филиале Института русского языка им. А. С. Пушкина состоялась научно-методическая конференция, в работе которой приняли участие конголезские и советские преподаватели русского языка высших учебных заведений, лицеев, кружков, сотрудники Филиала, представители Посольства СССР в НРК и Министерства высшего и среднего образования НРК.
На открытии конференции выступил заведующий отделом русского языка Министерства высшего и среднего образования НРК Г. Миланду, подчеркнувший значение ежегодно проводимых Филиалом ИРЯ им. А. С. Пушкина конференций для активизации научно-методических исследований, повышения эффективности преподавания русского языка в учебных заведениях НРК и обмена опытом работы в масштабе страны.