Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Сопоставительный метод — как диахронический, так и синхронический — давно уже стал азбукой лингвистических исследований. Единодушно признается и его эффективность в деле обучения иностранным языкам, в том числе русскому. Не случайно в резолюции, принятой на международной конференции «Контрастивная лингвистика и учет родного языка при обучении русскому языку» (17—22 декабря 1984 г., Москва), подчеркивался именно методический аспект сопоставления: «Являясь конкретизацией принципа сознательности, категория учета родного языка в деятельностном его понимании связана с сопоставительным анализом процессов порождения речи, целью которого является установление различий в языковом сознании носителей родного и изучаемого языков, и очень важна для положительной мотивации изучения русского языка».