Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Всё чаще и чаще мы слышим от учащихся вопросы что?, где?, как?, почему?, зачем?, которые не только и не столько требуют ответа, сколько служат поводом для выражения собственного мнения, своей точки зрения. У них появляется естественное желание не просто поговорить или кого-то послушать, но и самим поспорить, в чём-то убедиться или убедить. Именно здесь и проявляется та форма активной коммуникации, которая становится одновременно стимулом и мотивом для изучения иностранного, в данном случае, русского языка.
Поэтому постоянно встаёт вопрос, как разнообразить формы внеаудиторной работы, как сделать её интереснее и привлекательнее для учащихся. К сожалению, не всегда могут удовлетворить постоянно растущие потребности молодых людей в познании и общении такие формы, как: «Кружок русского языка», «Литературный клуб», «Клуб интересных встреч», тематические вечера, конференции и студенческие олимпиады.