Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Обучающиеся на курсах повышения квалификации зарубежных преподавателей русского языка обычно не испытывают особых трудностей при высказывании своих мыслей в рамках таких традиционных тем, как: «Семья», «Город», «Театр» и т. д. В то же время практика показывает, что многие из них затрудняются вести дискуссию на русском языке при обсуждении различных проблемных ситуаций. Объясняется это, на наш взгляд, тем, что такое обсуждение требует определённого владения соответствующими дискуссионными умениями, которые отличаются рядом специфических особенностей, выработанных на основе изучения традиционных тем. «...Дискуссия — это сложный вид речевой деятельности, речевых взаимодействий участников, избираемых ими речевых тактик и стратегий: здесь нужна анализирующая и синтезирующая деятельность, умение обосновать мнение, доказать, сделать выводы, обобщить, систематизировать и классифицировать, сопоставить и сравнить»