Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
25—29 ноября 1986 г. в Баку в Азербайджанском институте нефти и химии им. М. Азизбекова состоялась общесоюзная научно-методическая конференция «Содержание и формы контроля в обучении иностранных студентов на подготовительных факультетах».
В работе конференции приняли участие представители Минвуза СССР, Минвуза АзССР, Института русского языка им. А. С. Пушкина, деканы, заведующие кафедрами, преподаватели русского языка и общественных наук, общеобразовательных дисциплин подготовительных и основных факультетов 43 вузов из 23 городов Советского Союза, а также преподаватели русского языка подготовительного факультета Ханойского института иностранных языков (СРВ).