Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
5—6 июня 1986 г. в Гаванском университете проходила III национальная конференция русистов Кубы, в проведении которой принимали также участие секция выпускников советских вузов при Ассоциации кубино-совет-ской дружбы и Филиал Института русского языка им. А. С. Пушкина. Вузы филологического и нефилологического профиля, подготовительные факультеты, вечерние школы иностранных языков, средние специальные учебные заведения Гаваны, Пинар-дель-Рио, Матансзса, Санта-Клары, Сьенфуэгоса, Сьего-де-Авила, Камагуэя, Мансанильо, Оль-гина, Гуантанамо и Сантьяго-де-Куба представляли около 150 делегатов.