Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Университет Цинхуа — один из старейших университетов Китая. Он расположен в северо-западной части Пекина. Здесь обучается более 10 тысяч студентов и 2 тысяч аспирантов разных естественно-инженерных и гуманитарных специальностей.
С развитием экономических и культурных связей Китая с зарубежными странами, а также с усилением научно-технических контактов Университета Цинхуа с учебными заведениями разных стран интерес у студентов к изучению иностранных языков, в том числе и русского языка, непрерывно растет. Каждый студент университета должен овладеть одним из иностранных языков — английским, русским, японским, немецким или французским.