Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В настоящее время во многих учебных заведениях ДРА, а также на подготовительных отделениях, в кружках и на курсах большой популярностью пользуются учебные комплексы «Русский язык для всех» под ред. В. Г. Костомарова и «Старт». Учебный комплекс «Старт» рассчитан на иностранных студентов, обучающихся в СССР и не ориентирован на афганскую аудиторию. Однако опыт работы показал, что его можно успешно использовать при обучении афганцев: в некоторых случаях следует минимизировать материал, отобрать необходимые конструкции, сократить количество диалогов, не имеющих выхода в речевую практику, включить необходимый лингво-страноведческий материал.