Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
16—17 сентября 1986 г. в Москве в Доме дружбы с народами зарубежных стран состоялась встреча представителей руководства зарубежных обществ дружбы с СССР и их советских коллег по вопросам русского языка. Наряду с руководителями обществ дружбы во встрече приняли участие руководители институтов русского языка и курсов, преподаватели-русисты из 25 стран мира. С советской стороны присутствовали представители Союза советских обществ дружбы и культурной связи с народами зарубежных стран (ССОД), Минвуза СССР, Минпроса СССР, Гостелерадио СССР, Института русского языка им. А. С. Пушкина, издательства «Русский язык», МГУ им. М. В. Ломоносова, УДН им. П. Лу-мумбы, Московского автомобильно-дорожного института и др.