Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Специальные исследования показывают, что образование и самообразование учителей эффективно в том случае, когда учитывается уровень их профессиональной подготовки и педагогического мастерства, т. е. когда осуществляется дифференциация содержания, форм и методов повышения квалификации в зависимости от уровня профессиональных знаний, умений и потребностей различных групп учителей (естественно, принимаются во внимание и общепринятые критерии — стаж работы, образование, специалист-неспециалист).
Этот принцип положен в основу организации содержания обучения в системе повышения квалификации учителей русского языка в Республиканском Институте усовершенствования учителей Латвийской ССР (РИУУ) по ряду специальных курсов (русский язык, литература, лингводидактика, методика преподавания русского языка и литературы и др.).