Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Автор полагает, что в аспекте фундаментальных характеристик языка следует рассматривать и константы языковой парадигмы, определяемой в лингвистике как историчность, системность, социальность и психологичность. Социальность и психологичность определяют действие коммуникативных механизмов, речевой этикет (в тесной связи с историчностью) и целый ряд других аспектов, которыми в настоящее время занимается прагмалингвистика. Необходимо проявить интерес к этой области языкознания, там нас ждет немало откровений. Социальность и психологичность языка по-своему, специфически проявляются в процессе обучения языку. Именно при формировании методических концепций эти языковые характеристики и составляющие их аспекты должны раскрываться с учетом их как собственно языковой, так и личностной сущности. Историчность предопределяет подход к современному состоянию языка как к одному из этапов в его развитии (в тесной связи с социальностью), включающему результаты развития языка в прошлые эпохи и рудименты форм и значений, оставшиеся от систем прошлых состояний.