Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Д-р. К. Фюлеп В настоящее время введен обязательный экзамен на аттестат зрелости по выбранному иностранному языку, причем в соответствии с требованиями учебной программы экзамен проводится как в устной, так и в письменной форме. В 1983 г. 55,5% учеников назвали в качестве экзаменационного предмета русский язык. После окончания восьмилетней школы 20,5% учеников продолжают обучение в гимназии. В отношении изучения иностранных языков учащиеся гимназии находятся в относительно более благоприятном положении: они изучают русский язык по 4, 3, 3, 2 часа в неделю; существуют и варианты учебной программы. Ученики, желающие изучать иностранные языки в большем объеме, могут продолжать обучение в специализированных классах. Число спецклассов устанавливается в соответствии с числом мест на различных отделениях высших учебных заведений, где требуется знание языка.