Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
За четыре года, отделяющие нас от V конгресса МАПРЯЛ в Праге, издательство «Русский язык» выпустило в свет более 1 000 новых учебников, учебных пособий, разговорников, словарей и других изданий тиражом более 40 млн. экземпляров. Издательство освоило и выпускает массовыми тиражами (до 500 тыс. экземпляров в год) такой вид литературы, как учебные комплексы. Главное в деятельности издательства — это создание типовых учебников русского языка, на базе которых в короткие сроки создаются языковые, а в последние годы — модифицированные, национально ориентированные варианты этих учебников. Издательство постоянно ведет поиск новых форм работы, новых видов литературы, неуклонно совершенствует редакционно-издательские процессы, направленные на удовлетворение многообразных интересов читателей.